Синхронизация водного и санитарного законодательства возможна только при соблюдении природоохранных требований

25 мая 2022

Синхронизация водного и санитарного законодательства возможна только при соблюдении природоохранных требований

Разработан законопроект, позволяющий осуществлять сбросы сточных вод в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны при условии соблюдения природоохранных и санитарных требований. Изменения вносятся в Водный кодекс и статью 6.4. Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».
«Предлагаемые изменения направлены на синхронизацию норм водного и санитарного законодательства. Они снимают имеющийся запрет на сбросы сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Указанные поправки позволят придать импульс в развитии экономики городских агломераций, при этом требования к качеству стоков обязательны к соблюдению», – пояснил директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов, экономики природопользования и управления федеральным имуществом Минприроды России Роман Минухин.


Необходимость разработки законопроекта вызвана рядом факторов. В настоящее время статьей 44 Водного кодекса запрещен сброс даже нормативно очищенных сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, вне зависимости от пояса зоны санитарной охраны. Это препятствует эксплуатации объектов инфраструктуры и оформлению необходимых разрешительных документов.
"Ко мне, как к представителю Краснодарского края, неоднократно обращались руководители коммунальных и санаторно-курортных организаций в связи с запретом на сбросы очищенных сточных вод в границах второго и третьего поясов ЗСО. В условиях интенсивного развития регионов в целом и туризма, в частности, нужно находить баланс между соблюдением природоохранного законодательства и решением социально значимых вопросов. Норму Водного кодекса, введённую в 2007 г., необходимо пересмотреть в сторону сближения с санитарным законодательством. С точки зрения обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, осуществление нормативно очищенных сбросов сточных вод допустимо во втором и третьем поясах ЗСО, при сохранении в Водном кодексе абсолютного запрета на сбросы в первом поясе является оправданным. В текущих условиях предлагаемые нормы существенно поддержат важнейшие отрасли экономики при сохранении действия существующих норм законодательства о природоохранном и санитарном контроле, проведении социально-гигиенического мониторинга и мониторинга водных объектов", - прокомментировала заместитель председателя комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы Наталья Костенко.
А, например, в Чувашии из-за ограничений невозможно построить новые ливневые канализации в жилых районах Чебоксар.
"Этот законопроект имеет существенное значение для Чувашии. Сегодня в рамках развития города Чебоксары разработан проект «Внеплощадочные инженерные сети и сооружения жилого района «Новый город» в городе Чебоксары. Коллектор дождевой канализации с очистными сооружениями № 2». Ниже по течению реки Волги на расстоянии более 3 км от проектируемого объекта находится источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Новочебоксарска, второй и третий пояса зон санитарной охраны для него составляют 73 км от водозаборного оголовка, то есть затрагивают территорию города Чебоксары. Таким образом, возникает правовая коллизия, поскольку с точки зрения требований санитарных правил и нормативов строительство проектируемого объекта направлено на снижение микробного и химического загрязнения источника питьевого водоснабжения, а с точки зрения Водного кодекса Российской Федерации строительство подобного объекта в пределах ЗСО запрещено. Предлагаемые законопроектом нормы позволят реализовать проект по строительству очистных сооружений, в связи с чем поддерживаются Республикой Чувашия", - рассказал заместитель Председателя Кабинета министров Чувашской Республики – полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации Алексей Ладыков.
Также из-за положений статьи 44 Водного кодекса по окончанию срока действия ранее выданных лицензий на водопользование невозможно выдать новое решение о предоставлении водного объекта в пользования для целей сброса сточных вод. Такая ситуация складывается для ряда организаций ЖКХ, теплоэлектростанций и других экономически и социального значимых объектов на территории Чувашской Республики, Кировской, Пензенской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Смоленской и Московская областей.
"Если запрет сброса любых сточных вод в 1-ый пояс действительно является оправданным, то соблюдение полного запрета на сброс любых сточных вод во 2-ой и 3-ий пояса ЗСО невозможно, так как они могут располагаться на протяжении многих километров вверх по течению рек от водозаборов (в зависимости от характеристик водного объекта). Многие водные объекты фактически полностью отнесены к 2-му и 3-му поясам ЗСО. Данная проблема особо актуальна для организаций ВКХ, на сегодняшний день значительное число таких организаций по умолчанию являются нарушителями водного законодательства, так как сбрасывают сточные воды либо во 2-й, либо в 3-й пояса ЗСО. Наличие существующего полного запрета на сброс любых сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в ЗСО, влечет риски привлечения организаций ВКХ к административной ответственности (к примеру, статьей 8.42 КоАП установлен штраф до 1 млн. рублей, что является критической суммой для небольших организаций ВКХ), вынесения прокуратурой представления об устранении нарушения законодательства, запрете на строительство новых очистных сооружений (в том числе самых современных, применяющих наилучшие доступные технологии) в границах ЗСО", - прокомментировал руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» Димитрий Будницкий.
Как рассказала исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, изменение Водного кодекса в части разрешения сброса очищенных сточных вод во втором и третьем поясах зон санитарной охраны является естественным требованием времени для дальнейшего успешного развития современных городов. "Более 80% очистных сооружений городов и населенных пунктов страны расположены в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны поверхностных водных объектов. Все объекты водоканалов спроектированы и построены в привязке к конкретной территориальной схеме города и его системообразующим предприятиям, поэтому они не могут быть перенесены. В то же время, они созданы для обеспечения санитарной и эпидемиологической безопасности населения. Руководители ряда регионов неоднократно обращались в Совет Федерации с просьбой легитимировать сложившуюся практику, поскольку с учётом постоянного расширения пространства жилой застройки и освоения новых территорий, указанные ЗСО давно стали частью городской агломерации. Подготовленный Минприроды России законопроект давно ждёт профессиональное сообщество", - прокомментировала Елена Довлатова.
"Решение вопроса сбросов во втором и третьем поясах в ЗСО чувствительно для отрасли. Подготовленный Минприроды России законопроект нами поддерживается. Однако сохраняется проблема в соблюдении ПДК рыбохозяйственного значения. Поэтому надо также решать вопрос установления более адекватных рыбохозяйственных требований для сбросов", - рассказал директор МУП «Водоканал» г.Лабинска Краснодарского края Руслан Черный.
Принятие закона в дальнейшем позволит эксплуатировать объекты инфраструктуры при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
"Подготовленный Минприроды России законопроект синхронизирует нормы водного и санитарного законодательства и направлен на исключение установленного Водным кодексом запрета на осуществление сбросов сточных вод в границах второго и третьего поясов ЗСО. При этом, несмотря на некоторую либерализацию водного законодательства, нужно учитывать, что для осуществления хозяйственной деятельности, связанной со сбросами, сохраняется институт нормирования и контроля за качеством сбрасываемых вод как в рамках госнадзора, так и производственного экологического контроля", - сказал председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
Зоны санитарной охраны (ЗСО) организовываются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. В отношении первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения установлен полный запрет сброса сточных вод. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Источник -  Пресс-служба Минприроды России

 

« Все новости